РУ БЕ EN

Профориентация

Электронный справочник абитуриента Республики Беларусь

Электронный справочник абитуриента РБ!


 ВУЗы и ССУЗы РБ: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр. 
Жизнью продиктовано — в Kudapostupat.by реализовано!


                                                  Определяйтесь с нами!

http://kudapostupat.by

Кем быть? Где учиться? Куда поступить? 

http://www.abiturient.by/admittance-rules

свернуть

Тесты на профориентацию

Тесты по профориентации: smartia.me,  prevolio.com

свернуть

Советы психолога

Профориентационная беседа-диалог

«Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

Трудности профессионального самоопределения

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический факультет (потому что тебе «как бы нравится» профессия юриста), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна.

Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

 Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

 Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

 Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

 Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности.

Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного. 

 Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

 Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, колледжа. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

• репутация вуза и конкурс,

• мнение друзей, родителей,

•стоимость обучения и т.д.

 Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

 Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

 Сотрудники регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора  профессии (по Е.А. Климову):

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

 Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

• выбираемая профессия и будущий род занятий;

• выбираемая профессия и жизненные ценности;

• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

• желательный уровень профессиональной подготовки;

• выбираемая профессия и мои склонности и способности; 

• желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

 9.  Определите основные практические шаги к успеху.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Региональный центр тестирования и профориентации молодежи предлагает индивидуальные и групповые профориентационные консультации:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  КОНСУЛЬТАЦИЯ  ЭТО: 

беседа о Ваших намерениях в поступлении, любимых и нелюбимых предметах в школе, представлениях о будущей специальности и профессии. 

компьютерное тестирование, которое позволит соотнести Ваши индивидуально-личностные особенности с требованиями той или иной профессии. 

консультация специалиста-психолога, на которой Вы сможете получить ответы на следующие вопросы:

- какие профессии и почему подходят лично Вам на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера; 

- как соотносятся Ваши индивидуально-личностные особенности с требованиями той или иной профессии;

- в каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование, по какой форме обучения; 

- как психологически подготовиться к централизованному тестированию. 

 

свернуть

Алфавит современных профессий

Алфавит современных профессий

- А -

Агент - юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по поручению другого лица за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.
Аквизитор - страховой агент, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования.
Аналитик производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюктурной информации; составление прогнозов и обзоров в различных сферах трудовой деятельности. Коньюктура - стечение обстоятельств, которое может повлиять на исход какого-либо замысла
Андеррайтер - гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи. В страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.
Антикризисный управляющий анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.
Арбитр участвует в разрешении хозяйственных споров, возникающих между сторонами при заключении, расторжении и исполнении договоров, выявляя при этом нарушения законности; вносит предложения об их устранении, о привлечении виновных лиц к ответственности.
Арт - директор организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.
Ассистент менеджера - личный помощник руководителя, логистика. Организует работу руководителя фирмы; выступает в качестве посредника, напрямую ведущего переговоры от имени лица, которое представляет.
Аудитор проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций.

- Б -

Банковский служащий - специалист, отвечающий за организацию процесса обработки, выдачи вкладов, регистрацию банковских операций.
Бизнес – консультант - отдельное лицо или фирма, оказывающие комплексные или специальные услуги фирмам, предприятиям по широкому кругу вопросов. Например: составление бизнес планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам.
Бренд – менеджер - специалист по продвижению и продаже на рынке группы товаров определенной торговой марки (в т.ч. и за рубежом). Необходимы серьезные познания в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью, знание иностранных языков.
Брокер - специалист по оказанию услуг при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями. Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность. Необходимы знания бухучета, делопроизводства, маркетинга.

- В -

Валеолог - специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены. Валеология – наука о здоровье, его проявлениях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.
ВЕБ-дизайнер - специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.
ВЕБ-программист - призван воплотить вдохнуть жизнь в проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).
Верстальщик - специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах. Занимается компьютерной версткой рекламных, издательских материалов.
Визажист (косметолог) - специалист по уходу за лицом, его обработке, макияжу. Визажист-стилист работает с лицом, чтобы придать ему определенный образ. Визажист-косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.
Витражист - оформитель витрин и выставок. Разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

- Г -

Гувернер - обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет начальную и общекультурную подготовку ребенка к обучению в образовательном учреждении; следит за соблюдением его режима труда и отдыха, несет высокую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Должен обладать общей культурой и эрудицией, знанием педагогики, психологии, всех школьных предметов начальной школы.

- Д -

Девелопер - специализация профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Девелопер заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, например, офисное здание, в котором он может сдать в аренду отдельные офисы; а может и продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.
Декларант таможенный - специалист фирмы по работе на таможне. Отслеживает оформление документации и движение грузов. Требуются знания внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства.
Джоббер - посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Доход складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.
Дизайнер - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры в области полиграфии и дизайнеры по интерьеру, специалисты в области дизайна одежды, обуви, ткани.
Дилер - лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое представительство. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты. Брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а дилеры и маклеры на фондовой бирже
Дистрибьютер. Лицо (фирма), осуществляющие прямые продажи. Обычно фирма реализует товар через целую сеть таких работников – дистрибьютеров. Он является официальным представителем «материнской фирмы», с которой связан контрактом и обязуется продавать товар только этой фирмы.

- Е -

Евродизайнер интерьера занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, воплощает эксклюзивные (исключительные, необычные, уникальные) проекты.

- И -

Имиджмейкер - специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы. Высококвалифицированный имиджмейкер одновременно является хорошим психологом, стилистом, дизайнером, визажистом и специалистом по РR технологиям.
Инженер - резидент - специалист инженерно-консультационной фирмы, направленный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.
Инженер-эколог - специалист по наладке, монтажу и эксплуатации технологического оборудования для процессов биологической очистки.

- К -

Кинолог - специалист по изучению собак и их использованию в охранных, спасательных и иных службах; содержанию собак в питомнике. Ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).
Клипмейкер - специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видео-сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок.
Колорист - специалист, разрабатывающий цветовые варианты новых рисунков и оформления тканей, трикотажного полотна и изделий новых структур. Участвует в экспериментальных работах по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления тканей и других изделий.
Коммивояжер - агент торговой фирмы или организации, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам. Работа предполагает частые командировки.
Консигнатор - агент по продаже партий товара со своего склада и от своего имени за вознаграждение.
Копирайтер занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных тестов, слоганов. Требуется лингвистическое образование.

- Л -

Логистик - специалист по разработке схем товародвижения (поставка сырья, производство, транспортировка, продажа продукции). Его задача – с минимальными транспортными расходами и финансовыми затратами доставить товар к месту назначения. Как правило, необходимо знание английского языка.

- М -

Макетчик - специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах.
Маклер - посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах; делец, оказывающий какие-либо посреднические услуги за плату. Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально или как член фирмы.
Маркетолог - специалист, исследующий рынок. Изучает, прогнозирует, формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. Как правило, требуется экономическое образование. Маркетинг – комплексная программа управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а так же организации сбыта товаров.
Мастер по компьютерным сетям - специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).
Матрициор - специалист по изготовлению матриц (прямоугольных таблиц с колонками и числами) в рекламных агентствах и редакциях.
Менеджер - наемный профессиональный управляющий в различных сферах производства, который осуществляет связь между правлением и работниками, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также проводит мероприятия по повышению эффективности сбыта. Специфика работы менеджера определяется сферой его профессиональной деятельности.
Мерчендайзер - торговый представитель (менеджер по рекламе), который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Кроме того, помогает вести учет складских запасов, дает рекомендации клиентам по ценам и в области рекламной стратегии.
Метрдотель - специалист, осуществляющий контроль и управление персоналом низшего звена (официантами и т. д.).

- О -

Оценщик - специалист по оценке недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости.

- П -

Пейджмейкер - специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные тексты.
Продюсер - финансирует проекты в области искусства, спорта, науки, культуры; подбирает агентов, операторов, администрацию программы, составляет смету расходов и ежедневное рабочее расписание.
Промоутер - представитель кампании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение ее проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара. Может работать и самостоятельно.
Психолог по потреблению занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательским спросом, привычками и стереотипами. Проводит обследование и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителя на новые продукты и услуги, оказывает содействие в подготовке эффективных рекламных сообщений и слоганов.

- Р -

Рекрутер - специалист по набору персонала для различных организаций. Это посредник между человеком, желающим найти работу, и работодателем. В обязанности рекрутера входит психологический и профессиональный подбор людей.
Ресепшионист - сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.
Референт. Секретарь-референт, технический, научный. Собирает и обобщает информацию, на основе которой принимает решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам.
Риэлтор - специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет, либо от своего имени, но за счет имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями.

- С -

Сейлзменеджер - менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов – покупателей (оптовых или розничных фирм).
Сервис – инженер - специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)
Системный администратор - это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.
Сомелье – специалист, совмещающий профессии дегустатора напитков (чаще всего вин) и бармена.
Специалист в области рекламы занимается продажей рекламных площадей, написанием рекламных текстов, дизайном рекламных макетов.
Специалист по защите информации проводит сбор и анализ материалов предприятий и учреждений с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.
Специалист по медиапланированию (масс-медиа) - специалист, отвечающий за работу со средствами массовой информации, с целью поддержания имиджа организации.
Специалист по связям с общественностью - специалист по «паблик релейшн». Поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение ее проектов, за работу со средствами массовой информации, обеспечивает взаимодействие с общественностью. Требуются образование в сфере психологии и журналистики.
Спичрайтер специалист по написанию статей, речей, докладов.
Супервайзер осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей. Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различной категорией людей.
Сюрвейер - эксперт, который осуществляет по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах.

- Т -

Трейдер – специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающий участие в биржевых торгах
Тренинг-менеджер - специалист по обучению персонала, проводит обучение самостоятельно.
Тур – эксперт - специалист туристической фирмы, занимающийся сбором информации и анализом материалов о странах и регионах, условиях организации в них отдыха, транспорта, питания; консультированием клиентов, оценкой возможных трудностей и опасностей.
Туроператор занимается отправкой и приемом туристов по предлагаемым направлениям.

- Ф -

Финансовый директор - специалист, изучающий область производства и продвижения товаров, участвует в разработке бизнес-проектов, занимается анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает схемы денежных потоков, оценивает степень риска инвестиционных проектов.
Флорист. Дизайнер – флорист, фитодизайнер – специалист по работе с растениями. Занимается уходом, составлением композиций, букетов, привязкой их к интерьеру.
Франчайзор. Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзора - продающего за определенное вознаграждение проверенную и успешную бизнес-идею (торговую марку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу); и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и текущие дивиденты за право ведения бизнеса.

- Х -

Хостес - домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.
Художник-модельер – специалист, который занимается проектированием одежды и разрабатывает эскизы и рисунки новых моделей изделий, фурнитуры, рисунки и структуру новых полотен, обеспечивает соответствие их перспективным направлениям моды.

- Ц -

Цивилист осуществляет методическое руководство правовой работой в организации и оказывает правовую помощь ее структурным подразделениям. Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и неукомплектованной продукции и иных правонарушений для передачи их в следственные и судебные органы.
Цифрайзер - специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны.

- Э -

Экологический аудитор анализирует уровень загрязнения окружающей среды и нанесенного ущерба, ведет контроль за отходами предприятий, их хранением, переработкой, а так же занимается разработкой экологических программ.
Экспедитор - специалист по приему различных грузов от поставщиков, перевозке (сопровождению) и сдаче их в установленные сроки заказчикам; получению, погрузке, разгрузке товаров, обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей; оформлению документации на прием и сдачу грузов.

свернуть

Целевая подготовка

Где и как получить целевое направление

Еще несколько лет целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населенных пунктах, а также на загрязненных аварией на ЧАЭС территориях. Но в законодательство внесены коррективы и уже с 2022 учебного года делать запросы на целевое обучение могут организации крупных городов, областных центров и даже Минска. Причем не важно государственное это предприятие или частное. Это упрощает для абитуриента путь к получению направления на обучение на условиях целевой подготовки.

По сути, у выпускника школы есть вариантов для поиска целевого направления:

  • искать самостоятельно;
  • сходить на ярмарку целевой подготовки;
  • ждать, когда информация о заказчиках кадров появятся на сайте вуза.

Разберем каждый из вариантов подробнее. Первый, на наш взгляд, наиболее выигрышный, хотя и трудоемкий. Молодой человек может выбрать понравившуюся специальность и конкретное предприятие. Можно составить список потенциальных нанимателей и самостоятельно отправиться на поиски работы. В отделах кадров организаций можно уточнить о перспективных потребностях сотрудников и возможности заключения целевого набора.

К примеру, вы грезите о профессии врача. Тогда звоните в управление по здравоохранению облисполкома. Столичные школьники могут обратиться в комитет по здравоохранению Мингорисполкома. Планируете стать педагогом и сеять разумное, доброе, вечно в сердцах детишек – свяжитесь с отделом по образованию обл- или райисполкома, в столице – позвоните в комитет по образованию или Министерство образования. Поиски можно начинать уже с середины учебного года. Главное – абитуриент сам выбирает себе работодателя и получает гарантию трудоустройства по окончании вуза.

Второй способ – отправиться на ярмарки целевой подготовки. В декабре уже прошли подобные мероприятия и в столице, и в регионах страны, в планах – еще как минимум парочка. Так что следите за анонсами на сайтах управлений и учреждений образования.

Третий путь, пожалуй, самый простой, но он сопряжен с риском. Дождаться 1 мая (для педагогических специальностей – 25 мая), когда на сайтах вузов опубликуют информацию с указанием специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриент может заключить договор о целевом обучении.

Дело в том, что в феврале-марте организации анализируют свой кадровый потенциал и решают, нужно ли им молодое пополнение. При необходимости заявки на целевую подготовку кадров наниматели отправляют в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, которые готовят нужных специалистов. Итогом этой работы становится формирование цифр целевого набора.

Но главный подводный камень в этом случае заключается в том, что в некоторых сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров, а не конкретной организацией, уже по факту подготовки специалиста. Например, управление здравоохранения или образования может отправить выпускника вуза в любое медучреждение или школу в зависимости от кадровой ситуации.

Без ЦТ, но с внутренним устным экзаменом

Как ранее писал портал 1prof.by, в 2023 году претендентам на целевое обучение вместо централизованного тестирования придется выдержать внутренний экзамен по первому профильному предмету. Для целевиков в университетах вернут испытание в устной форме. Исключение сделают для специальностей творческого направления, а также связанных со спортом, физической культурой и ряда других, по которым предстоит продемонстрировать свои творческие способности и физические данные.

На сайте Минобразования есть вопросы к экзамену для целевиков, их 50 по каждому предмету. Устный экзамен проведут в традиционной форме. Абитуриент вытащит билет и сядет за парту готовиться. Для пометок ему выдадут проштампованный лист. Если абитуриент слишком волнуется и боится запутаться, когда будет отвечать, то может свой ответ записать на листе. Затем он идет к приемной комиссии, отвечает по билету и сдает свой листок.

Если возникнут вопросы, в течение суток абитуриент может подать апелляцию. В этом случае будет изучаться видео-, аудиозапись экзамена и листок с ответом.

Ранее министр образования Андрей Иванец анонсировал, что в приемной комиссии будет присутствовать хотя бы один школьный учитель. По мнению главы ведомства, предлагаемый механизм сдачи вступительного экзамена поможет объективно оценивать ответ абитуриента в соответствии со школьной программой. Отметка за экзамен будет суммироваться со средним баллом аттестата. Таким образом выстраивается конкурс.

Кстати, если абитуриент «вылетит» из конкурса на целевое обучение, он может подать документы в вуз повторно и участвовать в общем конкурсе на бюджетные места или пойти учиться платно. Но в этом случае для поступления ему потребуются сертификаты ЦТ, поэтому для подстраховки все же неплохо бы зарегистрироваться и сдать ЦТ.

Сроки подачи документов, проведения вступительных испытаний и зачисления

Выпускники школ, которые намерены обучаться в вузах на условиях целевой подготовки, в 2023 году открывают вступительную кампанию. В текущем году разграничили конкурс для целевиков и тех, кто поступает на бюджет на общих основаниях.

Итак, для целевиков установлены следующие сроки:

  • с 1 по 5 июня они должны подать документы и пройти собеседование;
  • с 6 по 13 июля назначены устные вступительные экзамены для абитуриентов, которые намерены обучаться на условиях целевой подготовки;
  • по 16 июня будет проходить зачисление целевиков вузы.

На отдельные специальности, установленные Министерством образования, сроки могут быть другие.

Следует учесть, что документ об образовании выпускники школы должны подать в приемную комиссию не позднее 15 июня.

 

Договор о целевой подготовке: что в нем должно быть указано

Изучили Кодекс об образовании и выяснили, что обязательно должно быть указано в договоре о целевой подготовке.

В статье 61 Кодекса указано, что основанием для целевой подготовки специалиста с высшим, средним специальным или рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием является договор о целевом обучении. Без этого документа абитуриент не сможет участвовать в конкурсе на целевые места.

Договор о целевой подготовке – это трехсторонний документ: он заключается между государственным учреждением образования, абитуриентом и организацией-заказчиком кадров.

Что должно быть прописано в договоре о целевой подготовке:

  • предмет договора;
  • специальность, по которой будет осуществляться подготовка;
  • квалификация и (или) степень;
  • срок получения образования;
  • стоимость обучения, порядок ее изменения;
  • создание организацией-заказчиком кадров условий обучающимся для прохождения производственного обучения, практики, проведения практических занятий, а при подготовке специалиста с высшим образованием также для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, апробации и внедрения результатов научной деятельности;
  • трудоустройство в соответствии с полученной специальностью, присвоенной квалификацией и (или) степенью;
  • срок обязательной работы;
  • форма получения образования;
  • возмещение средств, затраченных государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случаях, предусмотренных Кодексом об образовании и иными законодательными актами;
  • ответственность сторон.

Важно: договор о целевой подготовке начинает действовать с момента подписания руководителем учреждения образования и до конца срока обязательной отработки.

Источник: https://1prof.by

свернуть

Специальности, на которые в 2024 году возможно заключение целевых договоров с выпускниками учреждений общего среднего образования Берестовицкого района

Академия МВД Республики Беларусь приглашает!

Следственный комитет Республики Беларусь

Учреждение образования "Берестовицкий государственный колледж"

В жизни каждого молодого человека наступает момент, когда приходится искать ответ на вопрос: кем стать в будущем? На выбор профессии влияет много факторов: один мечтает быть востребованным, второй — полезным обществу, третий — устроиться на высокооплачиваемую работу. В этом смысле выпускники Берестовицкого государственного колледжа получают всё и сразу — возможность профессиональной самореализации с перспективой карьерного роста и высокой зарплатой.

За 65 лет колледж подготовил более 30 тысяч квалифицированных специалистов для разных отраслей производства. Каждого из них щедро наделили знаниями опытные преподаватели, мастера производственного обучения. И сегодня в лицее трудится замечательный педагогический коллектив. В современных условиях педагоги лицея своевременно реагируют на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все, то ценное, что было наработано не одним поколением.

В Берестовицком государственном колледже   по заявкам предприятий заказчиков кадров обучают профессиям, особо востребованным на рынке труда.

В новом 2022/2023 учебном году мы предлагаем для учащихся, получивших общее базовое образование (9 классов) интегрированные квалификации в рамках одной либо нескольких специальностей. Это во многом увеличивает шансы ребят на трудоустройство: если в одной сфере реализовать себя не удалось, можно попробовать заняться другим делом.

Интеграция специальностей «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ», «Эксплуатация и ремонт автомобилей», «Технология сварочных работ»  позволяет молодому человеку получить сразу три квалификации:  тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий «А» «В», водитель автомобиля категории «С», электрогазосварщик 3 разряда и общее среднее образование за три года обучения. Поэтому после окончания лицея  такого специалиста примет любое предприятие. Также у выпускников имеется возможность продолжить образование на льготных условиях в соответствии с законадательством Республики Беларусь.

Среди поступающих после окончания 9 классов УОСО популярна специальность «Общественное питание» (срок обучения 3 года).  Выпускники лицея получают диплом с присвоением востребованных на рынке труда квалификаций «Повар», «Кондитер» и общее среднее образование.

Как показывает практика, очень востребованы такие квалификации, как слесарь по ремонту автомобилей и водитель категории «С». В нашем лицее получить эти профессии можно после окончания 11 классов (срок обучения 1 год).

О высоком профессионализме выпускников лицея говорят Дипломы I и II степени на конкурсах инновационного и технического творчества как областного, так и республиканского уровня.

Чтобы быть востребованным, успешным, одних знаний уже недостаточно, - стране нужны инициативные, предприимчивые, творческие кадры. То, что в рейтинге профессионально – технических учебных заведений области мы на 4-м месте, многочисленные дипломы и грамоты областного и республиканского уровней еще раз подтверждает, что наши выпускники соответствуют этим требованиям.  По внедрению новаторских идей, вовлечению молодежи в рационализаторскую деятельность лицей известен далеко за пределами Гродненщины. Ежегодно учащиеся лицея участвуют в областных и республиканских слетах изобретателей и рационализаторов среди учащихся и работников учреждений профессионально-технического, среднего специального образования. Еще ни разу они не вернулись без наград с республиканского конкурса. Особенно мы гордимся победами наших учащихся в областных и республиканских конкурсах.

Немало средств вложено и в совершенствование материально-технической базы мастерских, лабораторий. После капитального ремонта успешно функционирует лаборатория по специальности «Общественное питание», полностью соответствующая современным стандартам. В здании на 1 этаже разместились производственный кондитерский цех, учебно – производственная лаборатория кондитеров и магазин, в который поступает свежая выпечка из кондитерского цеха. На втором этаже находятся современные учебные кабинеты и учебно – производственная лаборатория поваров оснащённые новейшим современным оборудованием. Не так давно приобретен современный пароконвектомат, который один способен заменить сразу несколько видов технологического оборудования.

Таким образом, условий учиться и развиваться в лицее предостаточно. Воспитанники живут насыщенной и интересной жизнью. Берестовицкий колледж можно назвать маленьким студенческим городком: большой учебный корпус, где находятся кабинеты общеобразовательных предметов, столовая, актовый и спортивный залы, два учебно - производственных корпуса, общежитие блочного типа, где разместились диско – зал, тренажёрный зал, зал для настольного тенниса, читальный зал и библиотека, музей «Спадчына», стадион. Работают спортивные секции, объединения по интересам, картинг – клуб, кружок художественной ковки, авиамоделирования. Концерты, творческие вечера, тематические дискотеки — это лишь небольшой перечень мероприятий, в которых участвуют лицеисты. Наши учащиеся - победители областного конкурса «АРТ – вакацыі -2019»  , на их счету спортивные победы в Чемпионатах по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей.

Мы приглашаем на обучение в наш лицей, так как у нас вы получите самые популярные и востребованные профессии, встретите настоящих друзей, а, возможно, и свою судьбу, разовьёте таланты и способности в многочисленных кружках по интересам. Тысячи учащихся, однажды выбрав наше учреждение образования, впоследствии прославили его безупречным трудом и основательными знаниями, стали предметом особой гордости для своей первой профессиональной школы, так как давая ребятам путевку в большую жизнь, мы уверены: они найдут свое место и будут полезны обществу.

Администрация УО «Берестовицкий государственный колледж»

 

свернуть

Интернет-ресурсы: