РУ БЕ EN

Инновационный опыт

Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования  -  социокультурного центра региона

Актуальность формирования национально-культурной идентичности

     Национально-культурная идентичность  - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенной нации, стране, культурному пространству. Особое значение в современном образовании приобретает национальное, культурное наследие. Воспитание человека, умеющего ценить и сохранять свою культуру, развивать её и уважать - одна из главных задач современной системы образования. 

     Данный информационный ресурс предоставляет материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования  - социокультурного центра региона"  (сроки реализации: 2018-2021) при научном сопровождении консультанта Мороз Татьяны Ивановны, ректора Минского городского института развития образования, профессора кафедры психологии и частных методик, кандидата педагогических наук, доцента.

       По аналогии описанный проект можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учетом особенностей региона и учреждения образования.

    Опыт адресован руководителям учреждений образования, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам общего среднего образования.

 

Модель формирования национально-культурной идентичности учащихся

     Содержание планирования разрабатывается на методологической основе, строится с учетом программы инновационной деятельности, ведущим принципом планирования является принцип преемственности: программа-план-план каждого участника. В основу содержания включены традиционные школьные мероприятия: «День знаний», «День учителя», «День Матери», «Новогодний микс», «День Семьи», рекламно-агитационная игра «Армейский магазин», «Мисс Осень», неделя «Музей и дети», праздник «Последний звонок», традиционные праздники белорусского народного календаря проведённые совместно с филиалом по культурно-досуговой деятельности агрогородка Малая Берестовица (“Масленица приглашает”, “Чудеса на Рождество”, “Пасхальная писанка” и другие. Результатом совместной деятельности учреждений образования, культуры и здравоохранения, сельхозпредприятий Малоберестовицкого региона стало проведение традиционного фестиваля картофеля районного уровня “Бульба-фэст”.

  Также разработана система методической работы, целью которой является формирование и развитие исследовательской и коммуникативной деятельности, обеспечивающих формирование умения обобщения и презентации педагогического опыта. 

     Планирование осуществляется на основе аналитичности и системности, все мероприятия соответствуют поставленным задачам. В процессе работы осуществляется коррекция плана инновационной деятельности.

свернуть

Научно-теоретическое обоснование инновационной модели

Изменение геополитической ситуации в мире, вовлечённость стран постсоветского пространства в процессы глобализации, модификация форм социальной жизни обуславливает потребность в осмыслении феномена национально-культурной идентичности белорусов.

Национально-культурная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национально-культурная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого сознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

На наш взгляд особенно важно рассматривать этот вопрос в контексте трансформации идентичности молодо поколения, так как молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Всё это позволяет рассматривать молодёжь как потенциал развития белорусского общества, его стратегический ресурс. Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным так же потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность. Основываясь на том, что национально-культурная идентичность опосредует поведение молодёжи, можно утверждать, что социальные институты, учреждения образования должны формировать ценностные установки, соответствующие культуре Беларуси. В этом случае реализация социального потенциала учащихся и молодёжи будет направлена на позитивное развитие общества.

Национально-культурная идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённой нации (народу), её культурным ценностям и наследию. Чувство принадлежности к определённой нации (народу) определяется осознанием единого прошлого, которое необходимо связывать с настоящим государства и народа, чтобы оно в дальнейшем гарантировало стабильное будущее.

Важная задача по формированию в структуре национального характера таких социальных чувств, как национальное достоинство, патриотизм, солидарность, взаимопомощь, готовность к коллективным действиям возлагается на систему образования.

В Соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь «образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной личности обучающегося» (ст.1, п.1.6). Образование рассматривается как целостный процесс, объединяющий на всех ступенях функционирования учреждений образования две важные составляющие – обучение и воспитане.

Обучение связано с овладением учащимися круга знаний, определяемого образовательными стандартами и предметными компетенциями, изложенными в программах и учебно-методических комплексах по предметным областям.

Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

В соответствии со статьёй 18 Кодекса об образовании Республики Беларусь целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у индивида социально ценных и личностно значимых качеств в соответствии с существующими в данном обществе представлениями об идеальном типе человека. Все эти качества и представления базируются на исторических корнях народа, запечатлены в его фольклоре, традициях, памяти о подвигах национальных героев, произведениях деятелей культуры, образах искусства, имиджах успешных соотечественников-современников, идеологии государства.

Образовательный процесс и внешкольная деятельность вместе в целом несут очень важную функцию – формируют гражданские и культурные компетенции, нацелены на развитие моральных качеств индивида и его эстетическое отношение к миру, выбору гражданской позиции, социализации в обществе, а также формированию социогуманитарной культуры личности.

Формирование национально-культурной идентичности, развитие белорусской культуры, кристаллизация белорусского «Я», сохранение самобытности, оригинальности и неповторимости культурно-цивилизованного феномена Беларуси, выстраивание отношений с другими культурами на основе диалога – необходимая задача для системы образования и культуры.

Главным заказчиком для системы образования в нашей стране было и остаётся государство, которое финансирует формирование материально-технической базы современных учреждений образования: их проектирование, строительство, оснащение необходимым учебным оборудованием.

Являясь составной частью социокультурной сферы жизнедеятельности общества, система образования подчиняется общим закономерностям социального развития, но в тоже время имеет свои специфические особенности развития. Существующая традиционная система образования и социальные институты воспитания и развития личности порой не справляются со своими задачами и отстают от современных запросов и потребностей государственного, общественного и личностного развития. Нужны новые, более современные, более эффективные, доступные институты и системы образования, воспитания и развития подрастающих поколений людей. Эпоха информационного общества настоятельно требует формирования единого и открытого образовательного пространства, тесного взаимодействия образовательных систем, формирования и использования благоприятной окружающей среды для реализации концептуальных идей непрерывного образования, образования через всю жизнь.

Целесообразность создания современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с сельским сообществом, назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части сельской инфраструктуры.

Основным назначением Центра становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой систему, направленную на отработку механизмов повышения целостности образовательной практики, когда всё, что окружает обучающегося, целенаправленно работает на его гражданское и интеллектуальное становление, а он, как основная часть социума, позитивно влияет на развитие последнего.

Инновационность Центра заключается в создании гибкой и динамичной системы обеспечения, сопровождения и поддержки образовательного процесса в учреждении образования, интегрирующего потенциал учреждений и организаций, находящихся на территории микрорайона агрогородка.

свернуть

Результаты формирования национально-культурной идентичности

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ (I-IV классы) 

1.В отношении когнитивного компонента:

·         представление о Беларуси как стране, занимающей определенную территорию;

·         представление о географических особенностях Республики Беларусь;

·         представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);

·         знание государственной символики – герб, флаг, гимн;

·         знание государственных праздников;

·         знание основных исторических событий;

·         знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);

·         знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

·         знание о народах и этнических группах Беларуси;

·         освоение общекультурного наследия Беларуси, установление связи всеобщего и специфического национального;

·         знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;

·         знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);

·         знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;

·         сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;

·         знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. В отношении ценностного и эмоционального компонентов:

·         чувство гордости за свою страну;

·         эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;

·         уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;

·         чувство патриотизма;

·         уважение истории, культурных и исторических памятников;

·         уважение семейных ценностей и устоев;

·         уважение личности, признание достоинства.

·         Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;

·         признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;

·         любовь к природе;

·         доброжелательное отношение к окружающим;

·         оптимизм в восприятии мира;

·         эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;

·         чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.

3.В отношении поведенческого компонента:

·         участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);

·         выполнение требований и норм школьной жизни;

·         выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;

·         сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);

·         участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;

·         посещение музеев, театров, библиотеки;

·         реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;

·         чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ (V-X классы)

1. В отношении когнитивного компонента:

·         создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах Беларуси, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

·         формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации Беларуси, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

·         знание положений Конституции Республики Беларусь, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

·         знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах Беларуси;

·         освоение общекультурного наследия Беларуси и общемирового культурного наследия;

·         ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

·         экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

2.Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

·         чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

·         эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

·         уважение и принятие других народов Беларуси и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

·         уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

·         уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

·         сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

3.В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:

·         участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

·         выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

·         выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

·         участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

·         умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Учителя-инноваторы отмечали, что во внедрении апробированной модели в рамках инновационной деятельности необходимо расширять спектр сотрудничества -  использовать возможности не только своего учреждения образования, но и партнёров. Для этого необходимо разработать алгоритм внедрения этнокультурного образования в поликультурное пространство своего района, города, региона.

 

свернуть

Методическое обеспечение деятельности педагога

Инновационная модель организации учебной и внеучебной деятельности учреждения образования представляет собой систему комплексов-мастерских, партнерского взаимодействия педагога и учащегося по освоению содержания образования и формированию  предметных и метапредметных компетенций. 

Модель актуальна, так как рассматривает управленческие инструменты и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом через работу комплексов-мастерких по направлениям: здоровьесохранение и пропаганда спортивного образа жизни; формирование научных знаний и исследовательской культуры учащихся; художественно-эстетическое и творческое развитие; социально-педагогическое взаимодействие. 

Представленная модель позволила сформировать  творческие группы из числа педагогов, учащихся и их родителей. Целесообразно ввести в практику работы учреждения образования проведение семинаров-практикумов "Нестандартный урок как вариативная форма организации образовательного процесса", "Формирование информационно-образовательной и национально-культурной среды через интеграцию учебной и внеклассной деятельности"; мастер-классов "Использование метода активной оценки в преподавании иностранных языков", "Инновационная культура педагога как главное условие развития образования"; работу консультационного пункта "Особенности формирования национально-культурной идентичности обучающихся старшего школьного возраста", "Педагогические инновации и организация их реализации".

Необходимо обеспечить трансляцию эффективной педагогичской практики в рамках деятельности школьного методического формирования "Школа совершенствования педагогического мастерства" : "Современные формы, методы и приёмы организации урока и внеклассного мероприятия", "Совершенствование профессиональной компетентности по реализации современных подходов в образовательном процессе", "Реализация современных дидактических подходов в проведении учебных занятий на базе школьного музея".

Итоги работы педагогического коллектива по формированию национально-культурной идентичности целесообразно рассмотреть на заседании педагогических советов: "Об эффективности использования методов, приемов и форм организации урочной и внеурочной деятельности", "Школа - социокультурный центр по формированию полиэтничной и мультикультурной личности подрастающего поколения".

свернуть

Работа с учащимися

Работа с учащимися 

С целью формирования национально-культурной идентичности личности необходимо строить работу с учащимися на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности в рамках проведения мероприятий научно-исследовательского характера с использованием потенциала школьного музея. 

Эффективными формами работы с учащимися могут стать: 

- праздники белорусского народного календаря;

- работа поискового отряда учеников "Память";

- научно-практическая работа;

- поисково-экспедиционная работа в рамках деятельности  оздоровительного лагеря "Краеведы" ;

- музейные уроки;

- виртуальный музей;

- объединения по интересам, клубы, мастерские;

- квест-игры, челленджи;

- конкурсы творческих работ, фестивали

Выбранные формы работы будут способствовать формированию гражданско-патриотических качеств учащихся и приверженности белорусской государственной идентичности, государственным символам.

Тематика

"Масленица приглашает", "Купалье", "Чудеса на Рождество", "Пасхальная писанка", "Назвы вёсак Бераставіцкага раёна", "Айконімы зямлі Бераставіцкай", "Салют Победы - 75", "Салют ветеранам", "Войны священные страницы навеки в памяти людей", "Я поведу тебя в музей", "Народные промыслы", "Зямля под белыми крыльями", "Страна на карте Европы",

Заочный поход выходного дня «Интересные места малой родины»; 

Конкурс презентаций «История Малой Берестовицы в датах»;

Конкурс песен военных лет «Горячий снег»;

Квест – игры «Этнографическое наследие», «Белорусское ремесленничество».

 

свернуть

Работа с законными представителями учащихся

Работа с законными представителями учащихся

Национально-культурная идентичность не является прирожденной чертой. Она проистекает из приобретенного осознания общности культуры, истории, языка с определенной группой людей. В приобщении подрастающего поколения к культурному пространству государства и формирования национальной идентичности значимую роль играют родители. Они являются стратегическим ресурсом развития белорусского общества. Необходимо выстраивать работу  с законными  представителями  учащихся следующим образом. 

Формы организации работы:

- мероприятия шестого школьного дня ("Дружба без границ", "Язык ценностей", "Мы - белорусы, мирные люди", "Кто если не мы", "Родительский авторитет: его слогаемые" и др.);

- информационно-просветительские встречи ("Родители и дети: взгляд в будущее", "На перекрестках дорог" и др.);

- совместные трудовые десанты ("Все ненужное на слом - соберем металлолом", "Собери макулатуру - покажи свою культуру", "Украсим Беларусь цветами" и др.);

- консультации, тренинги, семинары-практикумы ("Мой лучший друг - мой папа/моя мама");

- развлекательные мероприятия ("Не проста ў словы я гуляю - на роднай мове размаўляю", "Вясна зачароўвае", "Счастливая семья - счастливая страна", "Зимние пейзажи малой родины" и др.)

свернуть

Методические и дидактические материалы

Интернет-ресурсы: